Цикл лекций "100 лет победы над солнцем"
Центр авангарда в Еврейском музее. 17, 20, 24 февраля 2013г.
100 лет назад несколько хулиганов поставили оперу "Победа над солнцем". Они были первыми, кто использовал музыкальный манифест, чтобы провозгласить новое искусство, причем использовали самую традиционную форму классики — оперу. Нарушение запретов и яркие лозунги — вот что было характерно для того времени. Долой "Мадонн и Венер с заигрывающим, ожиревшим амуром", долой "зеленый мир мяса"! Сакральные категории классического искусства, — гений, красота, искренность, душа, — были подвергнуты сомнению. Сегодня — похожий момент. Что происходит с искусством, которое претендовало на предельную актуальность? Устаревшая выставочная деятельность перестала быть кому-либо интересной, кроме узкого круга профессионалов. Эксперты держатся за принятые в их сообществе критерии и терминологию, и это очень похоже на ситуацию в начале 20-го века, когда традиционалисты держались за критерии классического искусства, за пластику, за форму, за фигуратив, за картину, в то время как авангардисты активно искали новые формы выражения. История искусства в который раз демонстрирует закономерный механизм развития – когда-то новые и революционные явления, обрастая множеством признаков своей оценки и идентификации, становятся традицией, мешающей развитию новых идей. Пора ли снова кричать, — долой ожиревшие инсталляции и технологии!? Конечно же, нет! Бережная архивация, составление гербария из отжившего, а потом — внимательный взгляд на новую реальность!
1. Визуальная философия русского авангарда. От ремесла к эксперименту.
То, чем занимались футуристы, будетляне, супрематисты и конструктивисты, — это был art? или искусство? Победили ли они солнце? Что такое открытая дискурсивная система и чем "Черный квадрат" отличается от любой другой картины?
2. Медиа-арт и искусство посредника.
Самое интересное, что может быть в современном искусстве — это работа художника с информационным полем. Йозеф Бойс был талантливым мифотворцем, и все же его идея социальной скульптуры была утопической попыткой превратить весь мир в творческую демократию. Кому из художников удавалось работать с информацией как с материалом с целью не преобразить мир, но исследовать его, сделать видимым то, что не видно обычным зрением?
3. Искусство без автора. Язык описания и практика наблюдения.
Тезис о смерти автора прозвучал почти полвека назад. Тезис о смерти искусства — гораздо раньше. Тогда что сегодня делают художники? В современном мире мы можем видеть явления, которые могут быть осмыслены как искусство и которые производит сама культура, вообще без участия персонифицированного автора. Однако, для их наблюдения необходимо в определенном смысле изощренное зрение. Это не значит, что в таких событиях нет места художнику, он может быть инициатором, но главное для него — научиться видеть такие события и интерпретировать их.
velikanov.ru >> Лекции курса "100 лет победы над солнцем"
^ Наверх
© А.Г.Великанов, 1998 —
п»ї2025