Бертран Рассел
История западной философии
Оглавление книги
Примечания
Введение
- Этот взгляд был известен в более ранние времена: он
высказывается, например, в "Антигоне" Софокла. Но до
стоиков мало кто придерживался такого взгляда.
- Вот почему в современной России не считают, что нам
следует повиноваться в первую очередь диалектическому
материализму, а не Сталину.
Книга Первая
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОСОКРАТИКИ
- Арифметика и кое-что из геометрии
были уже у египтян и Вавилонии, но по преимуществу в форме
чисто эмпирических правил. Дедуктивное умозаключение из
общих посылок греческое нововведение.
- Диана латинский эквивалент
Артемиды. Именно последняя упоминается греческом Новом
Завете там, где в нашем переводе речь идет о Диане.
- Она имела двойника мужского пола,
или супруга, "Повелителя животных", но он менее
значителен. Гораздо позднее Артемида отождествляется с
Великой Матерью Малой Азии.
- См: Martin P. Nilsson. The
Minoan-Mycenaean Religion and its Survival in Greek
Religion, p. 11 и далее.
- См.: P.N.Ure. The Origin
of Tyranny.
- Например, "гимель" третья
буква еврейского алфавита означает "верблюд", и ее
знак является условным изображением верблюда.
- K.J.Beloch. Griechische
Geschichte. Chap. XII.
- M.Rostovtsev. History of the
Ancient World. Vol. I, p. 399.
- "Five Stages of Greek Religion",
p. 67.
- Н.J.Rose. Primitive
Culture in Greece. 1925, p. 193.
- Время деятельности Зороастра
является, однако, весьма предположительным. Некоторые
относят его к 1000 году до н.э. См.: Cambridge Ancient
History. Vol. IV, p. 207.
- Цит. по: Фрагменты ранних
греческих философов. Ч. 1. М. 1989. С. 172.
- В результате поражения, которое
Афины потерпели от Спарты, персы возвратили назад все
побережье Малой Азии, их права на которое были признаны
Анталкидовым миром (387-386 годы до н.э.). Приблизительно
пятьюдесятью годами позднее оно было включено в империю
Александра Македонского.
- H.J.Rose. Primitive Culture in
Greece, p. 65 и далее.
- J.E.Harrison. Prolegomena to the
Study of Greek Religion, p. 651.
- Я имею в виду духовное, а не
алкогольное опьянение.
- R.J.Deloch. Griechische
Geschichte. Bd. 1. Chap. I, s. 434.
- С другой стороны, книги
Корнфорда о различных диалогах Платона представляются мне в
целом восхитительными.
- M.Rostovtsev. History of The
Ancient World. Vol. I, p. 204.
- Д.Барнет (J.Burnet. Early Greek
Philosophy, p. 51) ставит это последнее высказывание под вопрос.
- Возможный год выхода в свет
первого греческого философского произведения
сочинения Анаксимандра "О природе". Прим. ред.
- Греческим городам в Сицилии
угрожали карфагеняне, но в Италии эта опасность не
ощущалась как непосредственная угроза.
- Аристотель говорит о нем, что он
"сперва занимался науками и числами, впоследствии же,
подражая Ферекиду, стал также чудотворцем".
- Эдди основательница
американской религиозной секты "Христианская наука";
главное положение этой секты состоит в том, что зло и
болезни могут быть преодолены путем осознания их
нереальности. Прим. перев.
- Шут. Каково мнение Пифагора
относительно дичи?
Мальпольо. Что душа нашей бабки может обитать в птице.
Шут. Что ты мыслишь об этом мнении?
Мальвольо. Я мыслю о душе благородно и никоим образом
не одобряю его мнения.
Шут. Прощай. Пребывай во тьме. Пока ты не согласишься с
мнением Пифагора, я не признаю тебя в уме; и смотри не убей
кулика, чтобы не обездолить души твоей бабки. Прощай. (См.
В.Шекспир. Двенадцатая ночь, или что угодно. М., 1953. С. 72.)
- Цит. по: J.Burnet. Early Greek
Philosophy; см. также: Фрагменты ранних греческих
философов, с. 138-149.
- Фрагменты ранних греческих
философов, с. 141.
- Там же, с. 143.
- J.Burnet. Early Greek
Philosophy, p. 108.
- Однако это доказательство не
принадлежит самому Евклиду. См.: Th. Hearth. Greek
Mathematics. Вышеприведенное доказательство, вероятно, было
известно еще Платону.
- Джефферсоновское "священное и
неотъемлемое" было заменено Франклином на "самоочевидное".
- Фрагменты ранних греческих
философов, с. 141.
- Там же, с. 173.
- Там же, с. 170-171.
- Там же, с. 173.
- Корнфорд (ор. cit., p. 184)
подчеркивает это, как мне кажется, правильно. Гераклита
часто понимают ложно именно из-за включения его в число
других ионийцев.
- Но ср.: "В одну и ту же реку мы
входим и не входим, существуем и не существуем".
- Фрагменты ранних греческих
философов, с. 290-291. Барнет замечает: "Смысл, как я
думаю, таков: "Не может быть мысли соответствующей
названию, если это название не есть название чего-либо
реального".
- Фрагменты ранних греческих
философов, с. 390.
- Там же, с. 359.
- Платон. Сочинения. М.,
1970, т. 2, с. 359.
- Фрагменты ранних греческих
философов, с. 408-409.
- Фрагменты ранних греческих
философов, с. 408.
- Там же, с. 404.
- Там же, с. 406.
- Там же, с. 411.
- Не ясно, кто это "они"; можно
лишь предположить, что это те, которые сохранили чистоту.
- Фрагменты ранних греческих
философов, с. 412.
- Платон. Сочинения, т. 2,
с. 210.
- Сирил Бейли (Cyril
Bailey. The Greek Atomists and Epicurus) определяет,
что расцвет деятельности Левкиппа относится примерно к 430
году до н.э. или немного более раннему времени.
- J.Burnet. From Thales to Plalo,
p. 193.
- Т.Hearth. Greek Mathematics.
Vol. 1, p. 176.
- Аристотель. О возникновении и
уничтожении // Сочинения. М., 1981, т. 3, с. 410, 326а.
- Это истолкование принято
Барнетом, а также, по крайней мере применительно к
Левкиппу, Бейли (op. cit., p. 83).
- См.: С.Bailey. Op. cit.,
p. 121 (о детерминизме Демокрита). 78
- О логических и математических
основаниях теории атомистов см. G.Milhaud. Les
Philosophes Gtftmetres de la Grece, ch. IV.
- Аристотель. О
возникновении и уничтожении, с. 408.
- Напротив, С.Бейли (op. cit., p.
75) утверждает, что у Левкиппа имелся "весьма тонкий"
ответ. Он заключался по существу в признании существования
чего-то [пустоты], что не было телесным. Аналогично этому
Барнет говорит: "Любопытно, что атомисты, которых обычно
считают великими материалистами древности, были фактически
первыми, кто отчетливо сказал, что вещь может быть
реальной, не будучи телом".
- О том, как это происходит по
предположению атомистов, см. C.Bailey. Op. cit., р.
138 и далее.
- Она окончилась в 404 году до
н.э. полным поражением Афин.
- См.: J.B.Bury. History of
Greece. Vol. 1, p. 444.
- Платон. Софист //
Сочинения, т. 2, с. 399.
- Цит. по: Диоген
Лазртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. М, 1979, с. 375.
- E.Zeller. Grundriss der
Geschichte der griechischur Philosophie. 1883, s. 1299. 88
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ
- J.Burnet. Greek Philosophy,
Thales to Plato. London, 1914, p. 149.
- Ксенофонт Афинекий. Сократические
сочинения. Academia. M., 1935, с. 33.
- Там же, с. 93-94.
- Платон. Апология Сократа //
Сочинения. М., 1968, т. 1, с. 85.
- J.Burner. Greek Philosophy,
Thales to Plato, p. 180.
- Платон. Апология Сократа, с. 83.
- Там же, с. 84.
- В комедии Аристофана "Облака"
Сократ изображен отрицающим существование.
- Платон. Апология Сократа, с. 83.
- Там же, с. 84.
- Платон. Апология Сократа, с. 88.
- Там же, с. 88.
- Там же, с. 89.
- Там же, с. 90.
- Там же, с. 91.
- Там же, с. 91.
- Платон. Апология Сократа, с. 94.
- Там же, с. 97.
- Там же, с. 98-99.
- Там же, с. 99.
- Платон. Апология Сократа, с.
100.
- Там же, с. 100-101.
- Там же, с. 109-110.
- Платон. Апология Сократа, с.
110.
- Там же, с. 111.
- Там же, с. 112.
- Платон. Пир // Сочинения, т. 2,
с. 153.
- Там же, с. 100.
- Там же.
- Ксенофонт Афинский.
Сократические сочинении, с. 222.
- Платон. Пир, с. 152-153.
- Не говоря уже о д-ре Томасе
Арнольде и об английских закрытых средних школах для
мальчиков.
- J.D.Bury. History of Greece.
Vol. I, p. 138. По-видимому, спартанцы-мужчины ели почти в
шесть раз больше, чем их жены.
- Плутарх. Избранные
жизнеописания, М., 1987, т. 1. с. 106.
- Говоря о "демократических"
элементах и государственном устройстве Спарты, следует,
конечно, помнить, что гражданами в целом был правящий
класс, свирепо угнетавший илотов.
- J.B.Rury. Op. cit., p. 141.
- Аристотель. Политика //
Сочинения. М., 19S3, т. 4, с. 428-430.
- Аристотель. Политика, с.
429-430.
- Плутарх. Избранные
жизнеописания, с. 95.
- Там же.
- Плутарх. Избранные
жизнеописания, с. 99.
- Там же, с. 100.
- Там же.
- Там же, с. 105.
- Там же, с. 106.
- Плутарх. Избранные
жизнеописания, с. 108-109.
- Там же, с. 116.
- Там же.
- Там же, с. 117.
- Плутарх. Избранные
жизнеописания, с. 121.
- Платон. Сочинения //
Государство. М., 1971, т. 3, ч. I, с. 180.
- См.: H.Lca. A History of
Sacerdotal Celibacy.
- Название суда на английском
языке включает слово "справедливость". Прим.
перев.
- Платон. Государство, с. 275.
- Платон, Государство, с. 284.
- Платон. Государство, с. 288.
- Платон. Государство, с. 307.
- Платон. Государство, с. 316.
- Платон. Государство, с. 321.
- Там же, с. 317.
- Платон. Сочинения, т. 2, с. 408.
- Там же, с. 409.
- Даже для многих христиан "Федон"
стоит на втором месте после описания смерти Христа. "Ни в
одной античной или современной трагедии, ни в поэзии, ни в
истории (за одним исключением) нет ничего подобного
последним часам Сократа в описании Платона". Это слова
преподобного Бенджамина Джоуита.
- Платон. Критон // Сочинения. М.,
1966, т. 1, с. 130.
- Там же.
- Платон. Федон // Сочинения. М.,
1970, т. 2, с. 19.
- Там же, с. 19.
- Платон. Федон, с. 20.
- Там же, с. 22.
- Платон. Федон.
- Платон. Федон, с. 25-29.
- Платон. Федон, с. 44.
- Там же, с. 48.
- Там же, с. 49.
- Платон. Федон, с. 73.
- Этот диалог содержит много
неясного и вызвал споры среди комментаторов. В целом моя
точка зрения совпадает главным образом с точкой зрения
Корнфорда, изложенной в его блестящей книге "Platos
Cosmology". (Диалог "Тимей" цитируется по следующему
изданию: Платон. Сочинения. М., 1971, т. 3, ч. 1.
Прим. ред.).
- Генри Вон, должно быть, читал
этот отрывок, когда он писал поэму, начинающуюся словами:
"Я видел Вечность той ночью".
- Корнфорд (см. его "Platos
Cosmology") указывает, что необходимость не должна
смешиваться с современным понятием детерминистического
царства закона. Вещи, которые происходят через
"необходимость", это те вещи, которые не появляются
благодаря цели: они хаотичны и не подчинены законам.
- См.: Th. Heath. Greek
Mathematics, vol. 1, р. 159, 162, 294-296.
- Относительно примирения этих
двух положений см.: F.M.Cornford. Platos Cosmology, р. 219.
- Th. Heath. Greek Mathematics,
vol. 1, p. 161. 152.
- Этот диалог цитируется но
изданию: Платон. Сочинения. М., 1970, т. 2. Прим.
ред.
- По-видимому, этот отрывок вызвал
у Ф.Шиллера восхищение Протагором.
- По всей вероятности, ни Платон,
ни энергичные эфесские юноши не заметили, что, согласно
крайней теории Гераклита, перемещение невозможно. Движение
требует, чтобы данная вещь А была то здесь, то там.
Она должна оставаться той же самой вещью в то время, когда
она движется. Согласно теории, которую излагает Платон,
имеется изменение качества и изменение места, но не
изменение субстанции. В этом отношении современная
квантовая физика идет дальше самых крайних учеников
Гераклита в эпоху Платона. Платон считал бы это роковым для
науки, что, однако, не оказалось таковым.
- Сравни с рекламой: "Это есть
Шелл, что был".
- По этому вопросу см. последнюю
главу настоящей работы.
- A.W.Benn. The Greek
Philosophers, vol. 1, р. 285.
- Аристотель. Большая этика //
Сочинения. М., 1983, т. 4, с. 262-263.
- Аристотель. Об истолковании //
Сочинения. М., 1978, т. 2, с. 97.
- E.Zeller. Aristotle, vol. I. p.
204.
- Аристотель. Метафизика //
Сочинения. М., 1975, т. 1, с. 310.
- В цитируемом здесь русском
переводе Аристотеля (Соч. М., 1975, т. 1) употребляется
слово сущность, а в английском издании книги Рассела при
переводе текстов Аристотеля использовано слово субстанция.
С точки зрения редактора, последнее более правильно в
свете общей направленности философии Рассела.
Прим. ред.
- Аристотель. О душе // Сочинения.
М., 1975, т. 1.
- Аристотель. Никомахова этика //
Сочинения. М., 1983, т. 4.
- Аристотель. Никомахова этика, с.
236-237.
- Употребляемое Аристотелем
греческое слово буквально означает "великодушный" (в
цитируемом ниже русском переводе Аристотеля употребляется
слово "величавый". Прим. ред.) и обычно
переводится именно так, но в оксфордском переводе оно
передается как "гордый". Ни то, ни другое слово в их
современном употреблении не выражают вполне значения,
придававшегося Аристотелем, но я предпочитаю "великодушный"
и потому заменил им слово "гордый" в вышеприведенной цитате
из оксфордского перевода.
- Верно, что и Аристотель говорит
это (I 105а), но он подразумевает не столь далеко идущие
последствия, как христианство.
- Аристотель. Политика //
Сочинения. М., 1983, т. 4, с. 460, 462.
- Ср. речь Нудля в книге Сиднея
Смита: "Если бы это предложение было здравым, разве саксы
прошли бы мимо него? Разве датчане пренебрегли бы им? Разве
оно ускользнуло бы от мудрости норманов?" (цитирую по памяти).
- Это было написано в мае 1941
года.
- Greek Mathematics, vol. I, p.
145.
- Аристотель. О небе //
Сочинения. М., 1981, т. 3.
- Книга "Aristarchus of Samos,
The Ancient Copernicus" by Sir Thomas Heath, Oxford, 1913.
Последующее изложение основано на этой книге.
- Greek Mathematics, vol. II, р.
253.
- Посидоний был учителем
Цицерона. Он жил во второй половине II века н.э.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
- Это исторически неверно.
- Возможно, что это не так, так как
сыновья, верившие в это, воспитывались в Итоне.
- Цит. по: Е.Bevan. House of
Seleucus. Vol. 1, p. 298n.
- Царе, а не астрономе.
- Annals. В. VI, ch. 42.
- См.: Cambridge Ancient History.
Vol. VII, p. 194-195.
- W.W.Tarn. The Social Question in
the Third Century // The Hellenistic Age. Cambridge, 1923.
Этот очерк исключительно интересен и содержит много фактов,
которые нелегко найти где-либо в другом месте.
- W.W.Tarn. The Social Question in
the Third Century.
- Bevan. House of Seleucus. Vol.
II, p. 45-46.
- Five Stages of Greek Religion,
p. 177-178.
- Там же, р. 176.
- С.F.Angus. Cambridge Ancient
History. Vol. VII, p. 231. Вышеприведенная цитата из
Менандра взята из той же главы.
- Веnn. Vol. II, р. 4, 5; Murray.
Five Stages, p. 113-114.
- Murray. Five Stages, p. 117.
- Там же, р. 117.
- The Hellenistic Age. Cambridge,
1923, p. 88.
- Там же, р. 86.
- Цит. по: Edwyn Bevan. Stoics and
Sceptics, p. 126.
- Cyril Bailey. The Greek Atomists
and Epicurus. Oxford, 1928, p. 221. Мистер Бейли
специализировался на Эпикуре, и его книга бесценна для
изучающих данный вопрос.
- Стоики были очень несправедливы
к Эпикуру. Эпиктет, например, обращаясь к нему, говорил:
"Вот жизнь, которую ты сам объявляешь стоящей: есть, пить,
спариваться, испражняться и храпеть"
[кн. II, гл. XX. Речи Эпиктета (Discourses of Epictetus)].
- Gilbert Murray. Five Stages, p.
130.
- Там, где это возможно, я
воспользовался переводами Оутса (The Stoic and Epicurean
Philosophers, by W.J.Oates, p. 47).
- [Для Эпикура] "отсутствие
страдания само по себе есть наслаждение, в его
полном анализе это, без сомнения, вернейшее наслаждение"
(Bailey. Op. cit., p. 249).
- По поводу дружбы и
очаровательной непоследовательности Эпикура см. Bailey. Op.
cit., p. 517-520.
- Аналогичный взгляд
пропагандируется в наши дни Эддингтоном в его интерпретации
принципа индетерминизма.
- Лукреций приводит
жертвоприношение Ифигении как пример зла, причиняемого
религией (кн. I, с. 85-100).
- Gilbert Murray. The Stoic
Philosophy. 1915, p. 25.
- Источником того, что следует
дальше, является книга Bevan. Later Greek Religion, p. 1 и
далее.
- См.: Barth. Die Stoa. Stuttgart,
1922.
- Barth. Die Stoa.
- Bevan. Stoics and Sceptics, p.
- Он рассчитал, что если проплыть
70 000 стадий на запад от Кадиса, то можно достичь Индии.
"Это замечание было первичной основой уверенности Колумба"
(Tarn. Hellenistic Civilization, p. 249).
- Вышеприведенный рассказ о
Посидонии базируется на гл. III книги Edwyn Bevan. Stoics
and Sceptics.
- Rostovtsev. The Social and
Economic History of the Roman Empire, p. 179.
- Цит. по: Oates. Op. cit., p.
225-226.
- Цит. по: (Dates. Op. cit., p.
251.
- Там же, р. 280.
- History of the Ancient World.
Vol. II, p. 225.
- Образумившегося молодого
человека. Прим. ред.
- См.: Rostovtsev. History of the
Ancient World. Vol. II, p. 332.
- На отцовской власти.
Прим. ред.
- См.: Cumont. Oriental Religions
in Roman Paganism.
- Веnn. The Greek Philosophers.
Vol. II, p. 226.
- Gibbon. Ch. VI.
- History of the Ancient World.
Vol. II, p. 343.
- Alembic. Прим.
ред.
- См.: Alchemy, Child of Greek
Philosophy, by Arthur John Hopkins. Columbia, 1934.
- Относительно Галлиена Э.Гиббон
замечает:
"Он был мастером в различных интересных, но
бесполезных науках; он был находчивый оратор, изящный поэт,
искусный садовник, отличный повар и самый негодный
государь. В то время как серьезные государственные дела
требовали его присутствия и внимания, он вел беседы с
философом Плотином, тратил свое время на пустые или
безнравственные развлечения, готовился к своему посвящению
в греческие мистерии или просил для себя места в афинском
Ареопаге" (гл. X).
- Ориген, который являлся
современником Плотина и у которого был тот же преподаватель
философии, что и у последнего, учил, что Первое лицо
выше Второго, а Второе выше Третьего, соглашаясь в
этом с Плотином. Однако точка зрения Оригена была затем
объявлена еретической.
- Fifth Ennead, Fifth Tractate,
ch. 12.
- Плотин обычно употребляет слово
"там", как мог бы это делать христианин, так, как оно
употребляется, например:
"Жизнь бесконечная,
Бесслезная жизнь лишь Там".
Книга Вторая
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТЦЫ ЦЕРКВИ
- Иерем. 7; 17-18.
- Там же. 7; 31.
- Там же. 44; 11 конец.
- Иезек. 8; 11 конец.
- Ездр. 9-10; 5, имеется в виду
первая книга Ездры.
- Левит 20; 24.
- Там же, 19; 2.
- Исайя 2; 4.
- Там же, 7; 14.
- Там же, 9; 2, 6.
- Там же, 60; 3.
- Там же.
- E.Bevan Ierusalem under ihe High
Priesis, p. 12
- Из партии "Хасидим", вероятно,
развилась секта ессеев, доктрины которой и свою очередь,
по-видимому, оказали влияние на первоначальное
христианство. См.: Ocsterley and Robinson. History of
Israel. Vol. II, p. 323 и далее. От той же секты произошли
и фарисеи.
- Некоторые александрийские евреи
не возражали против такого отождествления. См.: "Letter of
Aristeas", 15, 16.
- Макк. 1; 60-63.
- В русском переводе Библии книги
четвертой Маккавеев нет; рассказ о старце и семи братьях,
который приведен далее, содержится в книге второй
Маккавеев. Прим. ред.
- The Apocrypha and Pseudepigrapha
of the Old Testament in English, ed. by K.H.Charles. Vol.
II, p. 659.
- Английский текст этой книги см.:
R.H.Charles. Op. cit.; ценна также вступительная статья этого автора.
- R.H.Charles. Op. cit., p.
291-292.
- I Тимоф. 6; 20, 21.
- Марк 15; 34.
- Вернее, автору послания,
приписанного св. Павлу (Колос. 2; 8).
- Матф. 19; 12.
- Origen. Contra Celsum, lib. 1,
chap. II.
- Origen. Contra Celsum, lib. I,
chap. XXVI.
- Там же, lib. VIII, chap. LXXV.
- Несколько отличающийся от его
современной формы, установленной в 362 году.
- Э.Гиббон. История упадка и
разрушения Римской империи. М., 1883, ч II, с. 3.
- См.: Ocsterley and Robinson.
Hebrew Religion.
- См.: С.T.Angus. The Mystery
Religions and Christianity.
- Этот тезис, по-видимому,
предвосхищает точку зрения феодализма.
- Письмо XVII.
- Письмо XX.
- Начальник императорского
трибунала. Прим. ред.
- Эта ссылка на книги Самуила
открывает традицию библейской аргументации против королей,
которая держалась на протяжении всего средневековья и даже
во времена конфликта пуритан со Стюартами. Она появляется,
например, у Мильтона.
- Select Library of Nicene and
Post-Nicene Fathers. Vol. VI, p. 17.
- Творения блаженного Иеронима
Стридонского. Киев, 1875, ч. 3, с. 212.
- Творения блаженного Иеронима
Стридонского. Киев, 1893, ч. 1, с. 119.
- Песня песней 2; 5.
- Там же, 4; 12.
- Этой враждебности к языческой
литературе церковь непреклонно придерживалась вплоть до XI
столетия (исключая Ирландию, где боги Олимпа никогда не
почитались и потому не внушали церкви страха).
- Письмо 56.
- Письмо 104.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского. Киев, 1901, изд. 2, ч. 1, с. 36.
- Я должен исключить Махатму
Ганди, в автобиографии которого встречаются места, весьма
схожие с приведенным выше.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского, ч. 1, с. 31.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского, ч. 1, с. 44-45.
- Там же, с. 69.
- Там же, с. 155-156.
- Там же, с. 218.
- Там же, с. 70.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского, ч. 1, с. 94.
- Там же, с. 98-101
- Там же, с. 106-107.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского, ч. 1, с. 108.
- Там же, с. 116.
- Там же, с. 123.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского, ч. 1, кн. VII, гл. IX
- Там же, с. 194.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского, ч. 1, с. 349.
- Там же, с. 363.
- Там же, с. 366.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского, ч. 3, с. 56.
- Там же, с. 60.
- Там же, с. 81.
- Этот аргумент не
оригинален, он заимствован у академического скептика Карнеада.
- Ср.: Cumont. Oriental Religions
in Roman Paganism, p. 166.
- Творения блаженного Августина
епископа Иппонийского. Киев, 1905, изд.2, ч. 4, с. 258.
- Там же, 1907, изд. 2, ч. 5, с.
38.
- Речь идет об английском
переводе. В русском издании соответствующие главы (кн. 14,
гл. XVI-XXVI) переведены полностью. Прим.
перев.
- Галат. 2; 11, 12.
- Об Абдоне мы знаем только то,
что он имел 40 сыновей и 30 внуков и что все они ездили на
ослах (Суд. 12; 14).
- Эрастианизм учение о
подчинении церкви государству. Прим. ред.
- Э.Гиббон. История упадка и
разрушения Римской империи. М., 1885, гл. XLVII.
- Там же, с. 230.
- Э.Гиббон. История упадка и
разрушения Римской империи, с. 239.
- Пустыни близ египетских Фив.
- Э. Гиббон. История упадка и
разрушения Римской империи. М., 1884, ч. IV. с. 131, третье
примечание.
- В оригинале игра слов
"maledicte, non benedicte!", основанная на этимологической
связи слов Benedictus (Бенедикт) и benedictus
(благословенный). Прим. перев.
- Cambridge Medieval History. Vol.
II, chap. VIII.
- Паллий составная часть
облачения Римского епископа; позднее стал вручаться папой
всем архиепископам, а в виде особой милости и
отдельным епископам. Прим. перев.
- Так, по крайней мере, утверждает
Бэри в своей биографии святого.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СХОЛАСТЫ
- Я цитирую из еще не
опубликованной книги "Ранняя Европа" ("The First Europe").
- В "Cambridge Medieval History",
vol. II, р. 663.
- Cambridge Medieval History. Vol.
III, p. 455.
- Там же.
- Cambridge Medieval History. Vol.
III, p. 501.
- Этот вопрос тщательно разбирается
в "Cambridge Medieval History", vol. ch. XIX, где делается
заключение в пользу греческого языка в Ирландии.
- Cambridge Medieval History. Vol.
III, pp. 507-508.
- En masse (франц.) в массе,
целиком. Прим. перев.
- Cambridge Medieval History. Vol.
III, p. 524.
- Ср. Брэдли о недостоверности
всякого познания. Брэдли утверждает, что нет такой истины,
которая была бы совершенно истинной, но лучшая из доступных
нам истин не может быть проверена разумом.
- Ср. Спиноза.
- Вопреки мнению св. Августина.
- Magnus opus (лат.)
великий труд. Прим. перев.
- Cambridge Medieval History. Vol.
V, ch. 10.
- I Тимоф. 3; 2.
- См.: Henry C.U. The History of
Sacerdotal Celibacy.
- В 1046 году было предписано, что
сын священника не может быть епископом. Позднее было
предписано, что он вообще не может быть духовным лицом.
- I Коринф. 7; 9.
- Cambridge Medieval History. Vol.
V, p. 662.
- Хиджра бегство Магомета
из Мекки в Медину.
- Cambridge Medieval History. Vol.
IV, p. 286.
- См.: "Книга Марко Поло". М.,
1956, с. 70-72. Прим. перев.
- Кади судья.
Прим. перев.
- Утверждают, что незадолго до
смерти Аверроэса халиф вновь вернул ему свое покровительство.
- Говорили, что он был учеником
Абеляра, но это утверждение сомнительно.
- Почти все эти годы, помимо папы,
был и аптипапа. После смерти Адриана IV из-за папской
мантии "сцепились" два претендента Александр III и
Виктор IV. Виктор IV (бывший антипапой), не сумев захватить
мантию, получил от своих сторонников другую мантию, которую
он приготовил, но второпях надел наизнанку.
- В средневековых латинских
гимнах, рифмованных и тонических, получила выражение
порой возвышенное, порой нежное и патетическое
лучшая сторона религиозных чувствований той эпохи.
- "Софистические доказательства".
Прим. перев.
- См. биографическое исследование
о Фридрихе II, принадлежащее перу Германа Kaнторовича.
- Когда я так говорил в одном из
своих радиовыступлений, на меня посыпались многочисленные
протесты со стороны католиков.
- Однако у Аристотеля из этого
аргумента выводится существование 47 или 55 богов.
- Summa contra Gentiles, Ь. I, ch.
1,111.
- "Иисус отвечал: истинно, истинно
говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не может
войти в Царствие Божие".
- Последователь Кинди, умер в 950
году.
- Астроном (805-885).
- См. Gullhelim ile Ockkam.
Opera Politica. Manchester University Press, 1940.
- Например, Сваинсхед, Хейтесбюри,
Герсон и д'Альи.
- Я не останавливаюсь здесь на
критике того употребления, которое сделал из этих терминов
Оккам.
- Например, между страстной
пятницей и пасхой душа Христа спускалась в ад, в то время
как тело его оставалось в могиле Иосифа из Аримафеи. Если
чувствующая душа отличается от души разумной, то где
пребывала все это время чувствующая душа Христа: в аду или
в могиле?
Книга Третья
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО ЮМА
- Цит. по: Burckhardt. Renaissance
in Italy, part IV, chap. ii.
- Burckhardt. Op. Sit., part IV,
chap. ii.
- Ibid., part VII, chap. i.
- Это обвинение оставалось
справедливым вплоть до 1870 года
- В подлиннике стоит слово
"gentlemen", что можно понимать и как "дворяне", и как
"джентльмены" в современном смысле этого термина.
Прим. ред.
- Интересно отметить, у Макиавелли
это предвосхищение Руссо. Было занимательно и отнюдь не
совсем неверно истолковывать Макиавелли как разочарованного
романтика.
- В том, что касается жизни Эразма,
я следовал в основном замечательному биографическому
исследованию Гейсинги
- "Руководство христианского
воина". Прим. перев.
- "Недопущенный Юлий".
Прим. перев.
- По этому вопросу см. гл.
Scientific Instruments in: A History of Science,
Technology and Philosophy in the Sixteenth and Seventeenth
Centuries, by A. Wolf.
- Nature & Newton's Law lay
hid in high! God said 'Let Newton be', and all was light.
- Где-то он говорит, что языческие
боги были созданы страхом людей, но что наш Бог является
первым двигателем.
- Декарт говорит, что это была
именно печь (poele), но большинство комментаторов считает
это невозможным. Однако те, которые знают старомодные
баварские дома, уверяли меня, что это вполне вероятно.
- Вышеуказанный аргумент "Я мыслю,
следовательно, я существую" (cogito ergo sum) известен как
девиз Декарта, и процесс, которым это достигается,
называется "картезианским сомнением".
- Дж. Локк. Соч., М., 1985. Т. 2,
с. 139-140.
- Дж. Локк. Соч., М., 1985. Т. 1,
с. 154.
- Дж. Локк. Соч., М., 1985. Т. 2,
с. 3.
- Там же.
- Там же. Книга 4. Глава III.
- Дж. Локк. Соч., М., 1985. Т. 2.
Книга 4. Глава III, раздел 2.
- Цитаты взяты из Книги II, главы
XX.
- Дж. Локк. Соч., М., 1985. Т. 2,
с. 27.
- Цит. по: Таwnеу. Religion and
the Rise of Capitalism.
- Сравни с "Декларацией
Независимости" США.
- Они являются Его собственностью,
Его изданием и должны жить для Его удовлетворения, а не для
удовлетворения других.
- Возьмите, например, изречение
Шелли: "Когда разуму дается предложение, он воспринимает
соответствие или несоответствие идей, из которых оно составлено".
- Например: "Я не был пьян вчера
вечером. Я выпил только две рюмки; кроме того, хорошо
известно, что я непьющий".
- Д.Юм. Трактат о человеческой
природе // Сочинения. М., 1965. Т. 1, с. 203-204.
- Там же, с. 292-293.
- Там же, с. 297.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ОТ РУССО ДО НАШИХ ДНЕЙ
- "Священник хороших правил не
должен иметь детей, кроме как от замужних женщин"
заявляет савойский священник.
- "Часто существует большое
различие между волей всех и общей волей; последняя имеет в
виду только интересы общие, первая, составляющая лишь сумму
воль отдельных людей, интересы частные; но отнимите
от суммы этих самых воль крайности в одну и другую сторону,
взаимно друг друга уничтожающие, и остаток даст вам общую волю".
- Определение в немецком тексте
таково: "Der Begriff der Idee, dem die Idee als tolchc der
Gegenstand, dem das Objekt sie Ist". Gegensland и Objekt не
являются синонимами только у Гегеля.
- Maurois. Life of Byron.
- Старуха умирает, бремя спадает
(лат.).
- Более полное рассмотрение этого
вопроса, а также философии Маркса можно найти во второй
части моей книги "Свобода и организация (1814-1914)".
- "Тезисы о Фейербахе".
- Я пишу эти строки в 1943 году.
velikanov.ru >> Библиотека. Бертран Рассел. История западной философии
^ Наверх
© А.Г.Великанов, 1998 —
2025