При подготовке к курсу необходимо написать эссе на заданную тему, проверить свои знания в области искусства 20-го века и элементарных философских концепций, а также прочитать несколько книг.
Эссе на заданную тему.
Вам предложено несколько тем, выберите одну из них и напишите небольшой текст. Постарайтесь писать кратко, точно и уложиться в объем 3000 зн.
Большинство тем содержит либо утверждение, с которым можно согласиться или не согласиться, либо вопрос, на который можно кратко ответить "да" или "нет". Таким образом явно или неявно предлагаются две полярные точки зрения. Приведите известные вам аргументы в пользу каждой из них. Какую из этих позиций разделяете вы? Изложите ваши собственные аргументы.
В этом задании нет правильных ответов и нет необходимости совпадать с кем-либо в своем мнении. Требуется продемонстрировать свой уровень эрудиции и глубину мышления, увидеть и понять проблему в комплексе, сравнивая различные точки зрения, избегая манипулятивных и пропагандистских приемов. Начинать фразу словами "Очевидно, что..." или без доказательств отметать какой-либо аргумент, как несущественный, было бы таким манипулятивным приемом.
1. Природе присущи красота, гармония и порядок, задача художника — отобразить эти качества.
2. Люди принципиально отличаются друг от друга по принадлежности к таким группам как пол, раса и национальность. Эти группы обладают некими качествами от рождения, что создает определенную структуру личности и дает одной группе преимущество над другой или определяет ее социальное предназначение. Например, люди со светлой кожей обладают более высокими интеллектуальными способностями по сравнению с людьми с темной кожей. Или — мужчина предназначен выполнять роль охотника, добытчика, женщина — заботиться о домашнем очаге и детях.
3. Мораль может быть научно обоснована. Это значит, что из наблюдений и описаний окружающего нас мира мы логическим путем можем получить этические суждения и предписания.
4. Искусству можно дать определение с помощью однозначных критериев.
5. Насилие и принуждение является необходимым элементом в отношениях между людьми в любой сфере — семья, профессия, государственное устройство.
6. Могла ли культура быть создана без идеи высшего существа? Возможно ли сегодня обойтись вообще без религии?
7. При принятии решений можно доверять только рациональному, но не эмоциональному. Эмоции — наследство, пришедшее к нам от древних людей, которые еще не обладали разумом или не умели им пользоваться.
8. Наука — главный источник знаний. Другие способы мышления и познания (религия, философия, изобразительное искусство, литература, музыка) являются второстепенными, субъективными и неточными.
9. Государство должно быть построено на основе национальной идентичности и обладать национальной идеей. Другие принципы государственного устройства (такие как демократия, общественный договор, единая идеология, главенство закона, свобода личности, свобода собственности) должны быть подчинены национальной основе, либо вообще изгнаны.
10. Какая задача сегодня более важна для искусства: консервативная роль охраны и сбережения эстетических и этических ценностей или радикальная роль, — подвергать сомнению и испытанию стереотипы представления и мышления, шаблоны поведения?
11. Можно ли быть виновным за те деяния, которые совершены еще до твоего рождения?
12. Выберите одну из формулировок
парадокса вагонетки и сформулируйте свой собственный ответ.
Чтение и конспекты
При чтении книг необходимо писать конспекты. Принцип таких конспектов — как можно короче, но при этом как можно содержательней, — краткие определения, основные факты. Для книг — те цитаты и ваши к ним комментарии, которые хочется держать в памяти, чтобы иметь представление об основных идеях текста. Могут быть и чужие комментарии, например, понравившиеся вам высказывания из какой-либо энциклопедии по данной теме. Конспекты можно делать в электронном или бумажном виде, как вам удобней. Конспекты необходимо показать на собеседовании.
Искусство.
Необходимо иметь элементарные знания о следующих художниках и направлениях (кто это и что это — достаточно Википедии или любой энциклопедии).
Дада. Марсель Дюшан. Тристан Тцара. Ман Рэй.
Немецкий экспрессионизм. Эрнст Кирхнер.
Кубизм. Пабло Пикассо. Жорж Брак.
Футуризм. Умберто Боччони. Филиппо Томмазо Маринетти.
Русский авангард. Василий Кандинский. Владимир Татлин. Казимир Малевич. Эль Лисицкий.
Сюрреализм. Гийом Аполлинер. Андре Бретон. Макс Эрнст. Рене Магрит.
Абстрактный экспрессионизм. Ташизм. Живопись цветового поля. Марк Ротко. Барнетт Ньюман. Дэвид Смит.
Ив Кляйн.
Флюксус. Джордж Мачюнас. Джон Кейдж. Карлхайнц Штокхаузен.
Йозеф Бойс.
Поп-арт. Энди Уорхол, Ричард Хамильтон, Питер Блейк, Дэвид Хокни, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Клэс Ольденбург, Рой Лихтенштейн.
Минимализм. Энтони Каро. Тони Смит. Дональд Джадд. Дэн Флавин. Ричард Серра. Сол Ле Витт.
Концептуализм. Сол Ле Витт. Джозеф Кошут.
Лэнд-арт. Роберт Смитсон. Христо.
Джексон Поллок.
Акционизм. Аллан Капроу. Крис Бёрден. Брюс Науман. Венский акционизм. Марина Абрамович. Стеларк.
Новые медиа. Нам Джун Пайк.
Нео-поп. Джефф Кунс. Такеши Мураками.
Соц-арт. Виталий Комар и Александр Меламид.
Илья Кабаков. Московский романтический концептуализм. Нома. Коллективные действия. Андрей Монастырский. Группы "Гнездо", "Чемпионы мира", "Тотарт". Д.А.Пригов.
Московский акционизм 90-х.
Группы "Война", "Pussy Riot". Петр Павленский.
Элементарные философские знания.
Скорее всего, вы уже слушали какие-либо лекции по философии. Независимо от того, как вы к ним отнеслись и были ли они полезны, у вас есть некоторое представление о философии. Мы будем последовательно заниматься основными философскими концепциями с целью понимать современные культуру и искусство. Но для того, чтобы подготовиться к таким занятиям, я прошу систематизировать свои знания об основных философских понятиях. Помощью может служить любой философский словарь, энциклопедия, Википедия. Вам также могут помочь открытые записи лекций курса
Анаморфическая энциклопедия". Результатом этой систематизации должен быть краткий словарь с определениями понятий по каждому пункту.
Бытие, реальность.
Материя и движение.
Доказательство, опровержение, аргумент, тезис, определение, противопоставление, оппозиция.
Причина и следствие.
Время и пространство.
Тело и душа.
Сознание, самосознание, бессознательное, рефлексия.
Я, другой, личность, индивид.
Единство и множество.
Разум и безумие.
Разум и чувства.
Прекрасное и возвышенное.
Свобода и необходимость.
Объект и субъект.
Природа и культура.
Вера и знание.
Язык и общение.
Минимальный набор литературы, рекомендованной до начала занятий
Во время занятий читать придется много, так что необходимо начать сейчас. Кроме того, студенты на семинаре часто делают доклады, некоторые из них — по прочитанной литературе. Предложение сделать такой доклад на ближайшем семинаре можно получить совершенно неожиданно, так что лучше подготовиться заранее. Если что-то из списка читали, все равно просмотрите и сделайте краткий конспект. А вот если какой-либо текст идет с большим трудом, то лучше отложить его до соответствующей лекции.
Аристотель. Поэтика
Фридрих Ницше. К генеалогии морали (Обратить внимание на понятие ressentiment)
Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
Моррис Витц. Роль теории в эстетике
Джозеф Кошут. Искусство после философии
Ролан Барт. Смерть автора
Карл Поппер. Нищета историцизма (глава про методологический эссенциализм)
Дополнительный список литературы
Отчета по этим книгам требовать не буду, но очень рекомендую их также прочитать перед началом занятий.
Зигмунд Фрейд. Тотем и табу
Малевич. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика
Карл Поппер. Нищета историцизма
Теодор Адорно. Что значит “проработка прошлого?”
Ролан Барт. Миф сегодня
Борис Гройс. Стиль Сталин
Может так получиться, что после того, как вы проделали всю подготовительную работу, вы поймете, что никакие преподаватели вам не нужны, и самое лучшее для вас — самостоятельное развитие. Если так, то ничего лучше этого не придумать, и я рад, что моя скромная задача уже выполнена. Если же все-таки по-прежнему вам нужна помощь в попытках найти себя — пишите
вступительное письмо.
velikanov.ru >> Очный курс. Программа подготовки
^ Наверх
© А.Г.Великанов, 1998 —
п»ї2025