андрей великанов > курс "анаморфическая энциклопедия", лекции 2016-17.
Подробно про курс> / Студенты> / Как поступить> / Программа подготовки> / Предупреждение> / Контакты>
Записи лекций: "Философия искусства"> / "Языки культуры"> / "Анаморфическая энциклопедия" / "Идеи и образы"


Лекции курса "Анаморфическая энциклопедия" прочитаны в образовательном центре "Гараж" в сезоне 2016-17.
Данный курс продолжает серию лекций, посвященных связи философских идей, культуры и искусства. Термин «анаморфический» в данном случае относится к такой интерпретации предмета суждения, для которой важен взгляд через другие предметы, а также привлечение для анализа множественных точек зрения. В фокусе внимания данного курса будут слова и вещи современной культуры — от терминологии актуальных гуманитарных исследований до интернет-мемов. Каждая лекция будет посвящена одному слову, начинающемуся на определенную букву русского алфавита. В качестве дополнения будут прокомментированы еще несколько специальных терминов. Любую из этих лекций можно будет слушать независимо от других, но вместе с тем этот курс будет представлять собой словарь и справочный аппарат к теоретическому курсу «Философия искусства», прочитанному в 2014–2015 годах.


Здесь представлены только короткие фрагменты лекций и аннотации. Для просмотра полной записи любой лекции оформите заказ (кликнув на значок ) или напишите мне ( или red()velikanov.ru)


1. А - Анаморфизм. Алфавит. Энциклопедисты.
Вводная лекция посвящена курсу в целом. Одна из конкретных тем лекции - о различных пониманиях термина "анаморфический" (по отношению к изображению, в теории искусства Дональда Прециози и в данном курсе). /В этом фрагменте - о начале нового цикла лекций.




2.Б — Бытие. /Дополнительные термины: Био-. Благо. Баадер-Майнхов, комплекс.
Бытие бытийствует, и это, собственно, все, что можно сказать о нем, несмотря на то, что это понятие — основной предмет основного раздела философии, то есть онтологии. Попытки определить термины «быть», «сущее», «существовать» не спасут нас от неопределенности, пока мы не назовем более конкретные понятия, которые также явлются предметом онтологии, например, реальность. Тогда выясняется, что у реальности есть уровни, и самые интересные их них были осознаны человеком совсем недавно. То, что существует всего лишь в словах, в языке, а именно знаки, оторванные от реальности и ссылающиеся друг на друга, оказывается гораздо более реальным, чем "настоящая реальность", к которой теперь надо прорываться сквозь паутину видимости. /В этом фрагменте - об этимологии слова "бытие".




3. В — Власть. / Вещь. Вернакуляр.
Термин "власть" не относится к числу важнейших философских понятий. Тем не менее, если перечислить имена известных философов, для которых в фокусе их интересов находилось именно это понятие, то мы поймем, что их концепции несомненно сильно повлияли на развитие общественных отношениий современную культуру. Среди ключевых тем - связь власти и насилия, теория общественного договора и делегирования прав, этические проблемы власти и подчинения и многое другое. В наши дни все чаще звучат идеи о кризисе «вертикали» власти и грядущем «горизонтальном» мире. /В этом фрагменте - о приеме студентов в группу курса 2016-17.





4. Г - Гений. /Грамматология. Гендер. Габитус.
У древних римлян гении — мифические существа, хранители людей, вещей, домов и мест. Смертному человеку гения можно иметь, но не быть им. Между тем, мы знаем, что сегодня гении живут среди нас. Они обладают необычайным талантом в каком-либо творчестве и потрясающей работоспособностью. Они могут нас удивлять, пугать или радовать. Они бывают настолько гениальными, что становятся безумными. Как и когда совершился этот переход от «иметь» к «быть» и кто из людей стал первым гением? /В этом фрагменте - об этимологии слова "гений".




5. Д — Дилетантизм. /Деконструкция и деструкция. Деизм. Диахрония и синхрония. Дискурс.
В течение многих веков художественный профессионализм выступал знаком низкого социального статуса, поскольку художник всего лишь был ремесленником и обслуживал заказчика. В эпоху Ренессанса возникло представление о художнике-гении, способном проникать в неизведанные миры. Но как же быть аристократу, как стать художником, но не осквернить себя плебейским статусом ремесла? В конце 16 в. в Италии возникает музыкальный дилетантизм. Так появились люди, которые на досуге и не стремясь к заработку обращались к творчеству. Впоследствии оппозиция профессионализма и дилетантизма неоднократно становилась идеей различных художественных теорий. Например, многие авангардисты впрямую отрицали необходимость мастерства и обращались к фигурам дикаря, безумца, ребенка и дилетанта. Кто же такой дилетант в наши дни? /В этом фрагменте - об объемном томе энциклопедии на букву "Д".




6. Е — Естество. / Европа. Евразийство.
«Естественное», наряду с натуральным, природным, нормальным, в эпоху Просвещения получило особое значение. «Естественный человек», как некий идеальный конструкт, был призван играть роль связующего звена между природой и культурой. Естественным выглядел тот, кто находился на более удаленной дистанции от современной цивилизации. Возникли такие понятия как «естественный строй», «естественное право», «естественная религия». Следы этих идей содержатся и в современной культуре. /В этом отрывке — о мрачности идей на букву «Е».




7. Ж — Жизнь. / Желание. Жимолость и повилика.
Наряду с биологическим пониманием жизни существуют различные концепции в гуманитарных науках, пытающиеся ответить, например, на такой вопрос: как человек интуитивно воспринимает жизнь, — как событийность, непрерывность, ограниченность во времени, темпоральность? К числу таких концепций можно отнести «волю к власти» Ницше или «жизненный порыв» Бергсона. Жизнь может также стать объектом проектирования и манипуляций, что было свойственно модернисткой эпохе. Получив соответствующие инструменты воздействия, заманчивей всего переделывать человека. /В этом отрывке — оммаж Ханне Арендт в честь 110-ой годовщины со дня ее рождения.




8. З — Зрение. / Знак. Закат метанарраций. Зло.
Зрение считается самым важным чувственным опытом человека, дающим нам наиболее полную и самую точную информацию об окружающем мире. Мы считаем наши глаза окном в мир и безоговорочно верим визуальным впечатлениям. Реалистическое искусство предлагает нам изображение, созданное в соответствии с таким впечатлением, и зрение считается доказательством его правдивости и истинности. Наука подтверждает такой подход, физиология зрения и оптика фотоаппарата — сходные физические явления, так что обмана быть не может. И все-таки, не является ли зрение величайшей иллюзией, во власти которой находится человек? /В этом отрывке — о том, как Платон объяснял принцип зрения.




9. И — Игра. / Идея. Идеализм. Идеология. Интенция. Инсталляция. Интернет.
Платон считал что игра естественна для человека, но по отношению к Космосу это занятие совершенно недостойное. Игры бывают самые разные, одни серьезные, другие — нет. Иногда в них важнее процесс, иногда — результат. В некоторых важны правила, в других правила придумываются на ходу. И все становится совсем сложно, когда мы понимаем, что постоянно играем в языковые игры.




10. К — Карго-культ. / Категория. Кайрос. Космос. Квир. Картина.
Меланезийские туземцы верили в то, что самолеты и падающие с неба грузы на самом деле принадлежат их предкам, а не белым людям, которые на них летают. Феномен карго-культа интересен сам по себе в антропологическом и этнографическом смысле, но, кроме этого, этот термин был использован несколькими авторами для интерпретации современной культуры. Жан Бодрийяр говорил об аналогиях, связанных с культом потребления, Ричард Фейнман — о псевдонауке, сходной с религией самолётопоклонников, а Екатерина Шульман предложила понятие «обратный культ карго». /В этом отрывке — о вечной зиме.




11. Л — Любовь. / Логос. Логика.
Для европейской культурной традиции характерно деление любви на земную и возвышенную. Не слишком ли это упрощенная классификация? У древних греков была гораздо более сложная типология любви, они могли назвать по крайней мене четыре ее вида: филия, сторге, агапе и эрос. /В финале лекции — о канцелярите совриска.




12. М — Мышление. / Мета-. Монада. Метод. Модернизм. Мем.
Мышление связано с функционированием мозга, об этом знал уже Пифагор. Тем не менее, наша способность к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения языка и логики. Большинство приемов мышления хранятся в коллективной памяти культуры и становятся индивидуальными навыками только при определенных условиях. С другой стороны, нельзя сказать, что мысль возникакает как строгий логичный текст, сначала это нечто довербальное, и это нечто еще нужно привести в ту форму, которую будет можно высказать. /В этом отрывке — Об Александре Пятигорском.




13. Н — Народ. / Наблюдение. Нарратив.
Что важнее в общности людей, которая именуется «народ», сходство или различие индивидов? И если они разные, то по какому именно признаку объединены? Самый простой ответ на эти вопросы дает примордиалистская теория, уравнивающая понятия «народ» и «этнос», и заявляющаяя, что этническая принадлежность человека является объективной природной данностью, ее невозможно создать искусственно или навязать её. Но это не единственная социальная теория, трактующая сходные, но все-таки принципиально отличающиеся друг от друга понятия, — народ, нация, национальность, гражданство, этнос, население. /В этом отрывке — о возможности рассуждать о понятии «народ», отвлекаясь от очевидных определений.




14. О — Опыт. / Означающее и означаемое. Объект и субъект.
Один из основных конфликтов в истории философии — спор о достоверности знания. Эмпирики считали, что единственным его источником является опыт. Рационалисты утверждали, что знание может быть получено с помощью умозрительного абстрактного мышления. Опыт, «сын ошибок трудных», есть результат практической деятельности. Однако навыки и умения — это лишь способность правильно действовать в определенной ситуации, для понимания происходящего необходимы рефлексия и критическое мышление. /В этом отрывке — об одной строке из стихотоворения Пушкина.




15. П — Память. / Парадокс. Парадигма. Перформатив и перформанс.
Многочисленные психифизиологические теории памяти, несомненно, дают представление о том, как работает мозг и как устроено мышление. Однако, философских концепций памяти не так много. Нуждаемся ли мы в осмыслении феномена памяти или мы можем относиться к ней лишь как к инструменту с заявленными характеристиками, — точность, объем и скорость?




16. П — Прагматика. / Пост-. Пролегомены. Пропедевтика..
Прагматика как раздел семиотики и языкознания исследует различные принципы интерпретации систем знаков, а также их полезность и ценность для тех, кто их использует. Сообщение может содержать кроме буквального значения еще и смысл, который присутствует в скрытом виде и явно не выражается. Это то, что имелось в виду, в противоположность тому, что было сказано. Коммуникация может быть описана законами прагматики, которые обычно соблюдаются или нарушаются интуитивно, без знания этих законов.




17. Р — Русский. / Разум, рассудок, рацио. Репрезентация. Рефлексия. Ризома.
К термину «русский» можно подойти буквально, поговорив о происхождении слова, а также о том конкретном смысле, который обычно в это слово вкладывается, — об этнической принадлежности. На вопрос, — должны ли этнические русские владеть чистым русским языком, — будет ответить уже сложнее. И совсем сложно будет говорить о болезненной реакции на распад империи, которую обычно сравнивают с версальским синдромом, о гипертрофированном патриотизме и гордости при отсутствии стыда.




18. С — Смерть. / Скриптор. Свобода воли. Сенсус.
Смерть это не просто физический конец жизни, но и то, что наполняет саму жизнь смыслом, оставаясь при этом непознаваемым. Эта идея звучит во многих книгах. Сократ, как это описывает Платон, не боится смерти, потому что его душа, отделившись от тела, будет в более естественном для философа состоянии, чем при жизни. Шекспир вкладывает в уста Гамлета знаменитый монолог «Быть или не быть», полный не страха смерти, а осознания неизведанности содержания смертельного сна. Представления о смерти значительно менялись на протяжении человеческой истории. Она могла пониматься как нечто обыденное, естественное и необходимое, позднее — как нечто нелепое и необузданное. Уже в 20-м веке появляется страх не только самой смерти, но и ее упоминания. Смерть изгоняется из культуры, даже умершим стараются придать вид живых. Вместе с тем, она по-прежнему с нами, даже в таких метафорах, как «смерть Бога», «смерть субъекта» и «смерть автора».




19. С — Симуляция. / Субстанция. След. Сознание.
Древние греки начали изучать фюсис (то есть природу), человек эпохи Просвещения поставил разум выше природы, человек эпохи модернизма активно преображал природу, творил новый рукотворный мир. Но созданная человеком культура, своеобразная симулированная реальность, которая лучше и удобней самой природы, выходит из-под контроля, становится самостоятельной и способной к стихийной деятельности без конкретного автора. Идиллический мир человека в природе больше не существует. Реальность теперь — нечто вышедшее из сферы возможного понимания и интерпретации. Реальность неизведанна, пугающа, непонятна, неинтерпретируема. Метафора этого состояния — первобытный человек перед неизвестной природой. Единственный способ общения с таким миром — ритуалы и магические действия.




20. Т — Тело. / Текст. Трансцендентный и трансцендентальный. Трансгрессия.
В древности человек неразрывно связывал ощущение окружающего мира со своим телом. Например, природа тоже имела верх и низ по аналогии с телесными ощущениями. Эти проекции человеческого тела на мир прошли через всю историю и живы сегодня. Витрувианский человек Леонардо распространяет симметрию тела на всю Вселенную, модулор Ле Корбюзье является символом человекоразмерности архитектуры, превращенным в практический инструмент. И все-таки, достаточно долго тело изгонялось из классической культуры. Важнее его были душа, воля или слово. Кризис модернисткой культуры, кризис репрезентации, проблема симуляции вновь возродили интерес к телу, как важнейшему атрибуту культуры, на который может опереться сознание, теряющее связь с реальностью. Отсюда — множество философских концептов, связанных с телесностью, например, «тело без органов» (Делез и Гваттари) или общество как продукт исторически выработанных взаимообусловленных социальных и телесных практик (Фуко).




21. Т — Творчество. / Табу. Телевидение.
Обычно под творчеством понимают деятельность, порождающую качественно новое. Но в разные эпохи этот принцип воспринимался по-разному. Новое могло быть порождением одухотворенной космической силы. Творчество могло принадлежать исключительно трансцендентному существу, созидающему мир. Культура могла быть пропитана пафосом безграничных творческих способностей человека, созерцающего совершенную природу. Человек мог дерзко встать на место Бога и творить новый мир, потому что старый его не устраивал. Но что можно назвать творчеством в наши дни, когда любая идея, претендующая на новизну, будет иметь аналог в прошлом?




22. У — Ужас. / Удовольствие. Ускользание. Утка.
Ужас — состояние аффекта, хорошо знакомое каждому человеку. Если страх это всегда страх чего-то конкретного, то ужас не имеет предмета, его отличительной чертой является оцепенение и отсутствие активной реакции по устранению его причины. В философском смысле понятие «ужас» становится сверхпопулярным с приходом неклассических концепций модернистской культуры. «Бог умер», оставив человека одного и ужас этого состояния звучит у многих авторов. Роман Жана Поля Сартра «Тошнота» одно из наиболее точных описаний такого состояния. Несмотря на то, что само слово «ужас» в романе употребляется только идиоматически («ужас заключался в том, что...»), Сартр описывает и философски интерпретирует именно ужас от восприятия окружающего мира как чуждой реальности. Фильмы ужасов обычно являются шаблонной попыткой вызвать эмоциональную реакцию зрителя, чередуя саспенс и сцены насилия, но встречаются и другие, сценарий которых построен на основе философских концепций.




23. Ф — Фашизм. / Факт. Феномен. Фикция
Латинским словом fascis (буквально — связка, пучок) обозначались символы власти — фасции, связки прутьев, перевитые лентой вместе с топором. Так что в символическом смысле фашизм — союз, единство. Так это понимал Муссолини и только члены его партии называли себя фашистами. Позже это слово превратилось в негативный идеологический термин для обозначения различных политических режимов во время Второй мировой войны. В СССР это слово было связано с собирательным образом врага, что чувствуется до сих пор. Наконец, фашизм — метафора власти, подавления индивидуальности, как это звучит у Жиля Делеза и Феликса Гваттари, Мишеля Фуко и Умберто Эко.




24. Х — Хора. / Хаос. Хтонический. Хюбрис.
Хора у древних греков — территория вокруг полиса, предназначенная для сельского хозяйства. Платон применил этот термин для объяснения того, почему чувственно воспринимаемые вещи не являются точными копиями эйдосов и могут отличаться друг от друга. В диалоге «Тимей» вводится понятие особого пространства между миром идей и чувственно воспринимаемым. Хора — воплощение абсолютной непредсказуемости, нетождественности, случайности. Идея — отец, копия — ребенок, а хора оказывается матерью, пассивным вместилищем идеи, порождающим вещи с искажениями. В постмодернистских концепциях понятие хоры переосмысливается и превращается в метафору самодвижения знаковых систем и разговора языка с самим собой. Хора обладает безличной продуктивностью и способна порождать смыслы без участия субъекта.




25. Ц — Цивилизация. / Центризм. Цирк. Цыц.
Термин «цивилизация» возникает в конце 18-го века для обозначения высшей стадии в развитии человеческого общества, следующей за дикостью и варварством. Однако позже под этим общим понятием стали подразумеваться «локальные цивилизации». Среди исследователей, которые именно так походили к этому термину, необходимо упомянуть Арнольда Тойнби, Освальда Шпенглера и Льва Гумилева. В частности, по мнению Шпенглера, каждая культура переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости, и именно в завершении своего развития она становится цивилизацией.




26. Ч — Человек. / Чернокнижие. Ч – чай, чемодан, чебуреки, Чебоксары, Чебурашка.
Можно ли точно определить, что такое человек? Платон считал, что его дефиниция совершенно исчерпывающая: «Двуногое существо без перьев». Тогда Диоген ощипал петуха и сказал ученикам: «Вот вам человек по Платону!» И тому пришлось дополнить свое определение уточнением: «с плоскими и широкими ногтями». Этот поиск человеческой сущности продолжается до сих пор. И неудовлетворенный собой, человек пытается предолеть свою природу.




27. Ш — Шалтай-Болтай. / Школа. Шизоанализ.
Обязаны ли слова непременно что-либо значить? А когда они имеют точный смысл, то откуда он происходит? Это просто наш договор об их употреблении или сущность слов от них неотделима? Льюис Кэрролл хорошо умел проиллюстрировать философские, математические и логические парадоксы. Его Шалтай-Болтай утверждает, что слова имеют тот смысл, который он сам им придаёт, но при этом неизвестно, кем или чем он является, — яйцом или шахматной ладьей. Философский спор о значениях слов и сущности явлений длился достаточно долго, пока Карл Поппер не сформулировал концепцию методологического эссенциализма и не раскритиковал ее. Впрочем, это не прекратило существование самого эссенциализма.




28. Э — Этика. / Эго. Эпифора. Эйдос. Эмпирический.
Законы природы неизменны, нравы людей разнообразны и изменчивы. Обосновать различные установления культуры может только разум. Такие рассуждения софистов положили начало этике. На протяжении развития человеческого общества сложились различные нормативные этические системы. Например, деонтологист не будет лгать, потому что это запрещается моральными предписаниями и правилами; консеквенциалист — потому что это приведет к отрицательным последствиям; а сторонник этики добродетели — поскольку ложь противна его добродетельной сущности. Кант сформулировал принцип этического универсализма, а Ницше считал волю к власти оправданием права сильного.




29. Ю — Юкст. / Юмор. Юродство.
Однажды в правление Павла I из-за ошибки писаря в документах появился несуществующий поручик Киж, который так понравился императору, что он стал каждый день присваивать ему новый чин. Чтобы выбраться из трудной ситуации, подчиненным вскоре пришлось объявить, что Киж умер. В 90-х годах в результате некорректного перевода на русский язык придисловия Мишеля Фуко к книге Делеза и Гваттари «Анти-Эдип» появился несуществующий философ по имени Юкст. В отличие от Кижа он не умер, а превратился виртуального демона новой реальности, творца симулятивных потоков знаковых систем и гибридных явлений. В современной культуре этим именем можно метафорически назвать внерациональный псевдосубъект восприятия, которому принадлежит универсальное знание и видение и который транслирует нам свои впечатления.




30. Я — Язычество. / Явление. Язык.
Римляне, принявшие христианство, называли все другие верования religia pagana (деревенская вера). В церковно-славянский язык слово «поганый» вошло в значении «языческий», а в русском со временем приобрело смысл «нечистый, грязный». Пренебрежительное отношение к религиям, которые не являются монотеистическими, довольно широко распространено. Однако философия возникает в Древней Греции в значительной степени вырастая из языческой религии и отталкиваясь от нее.




31. Изгнание Ё, Й, Щ, Ъ, Ы, Ь.
Нескольким буквам русского алфавита не была посвящена ни одна из тем «Анаморфической энциклопедии». Их отсутствие вполне объяснимо, — слов, начинающихся на эти буквы, либо вообще нет, либо среди них нет философских терминов. Определять приоритеты вещей — это свойство мышления. Мы выделяем важное, остальное объявляем ненужным. Но может ли философия что-либо отставить за пределами своего внимания? Жиль Делез говорил, что одна из задач философии — устанавливать отношения между самыми разными сингулярностями. При этой встрече сначала появляется то, что он называл «темным предвестником» и только потом сверкает молния.








андрей великанов > курс "анаморфическая энциклопедия", лекции 2016-17.